Вознесенское кладбище города Яранска
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Без них наш честный мир – пустыня.
Душа – алтарь без божества.
А. Пушкин
Яранское Вознесенское кладбище
– одно из самых древних в нашей области.
Уникальным был и кладбищенский храм, построенный в честь Вознесенья Господня. Правый предел храма назван в честь иконы Смоленской Божьей Матери, левый в честь Ильи-пророка, отсюда и названия улиц, которые вели к этой кладбищенской церкви: Ильинская (ныне — Тургенева), Смоленская (ныне — Труда).
Старожилы вспоминают, что справа от церкви, у кладбищенской ограды были могилы священников. Их памятники обычно делали из бута и выполнены они в виде аналоя с открытым Евангелием. Напротив входа в храм, с левой стороны центральной аллеи – памятники купцов Унжениных, на некоторых изображены по два маленьких ангелочка и на каждом памятнике были фарфоровые очень красивые венки. За церковью, справа, аллею обрамляли деревья, посаженные специально для этой цели.
В престольный праздник Вознесенья Господня на кладбище собиралось много народа, со всей округи, за 5-10 километров сюда приходила молодежь. После праздничной литургии сельская молодежь гуляла по центральной аллее до оврага и обратно. А им навстречу тоже шли молодые люди по 4-5 человек в ряду. Гуляющих было много, и никому не было тесно на этой широкой аллее. А горожане расходились по благоустроенным тропинкам (чаще всего они посыпались речным песком), каждый направлялся к своим фамильным захоронениям.
Вечером раздавался свисток служителя порядка, и — все покидали кладбище. Сторож закрывал кладбищенские ворота и калитку. Молодежь отправлялась на гулянье в деревню Большое Поле.
Вознесенское кладбище – это наша история, своеобразная летопись, высеченная на камне. Здесь в ограде купцов Беляевых захоронен преподобный отец Матфей, заступник земли нашей перед Господом. Нашли за кладбищенской оградой свой последний приют многие подвижники веры православной, купцы и меценаты города, ветераны Великой Отечественной войны и труда. С постройкой часовенки и канонизацией о. Матфея все больше паломников посещает это святое место. Едут жители не только Кировской и Нижегородской областей, едут из Челябинской, из республики Марий Эл, Коми, Карелии, с Дальнего Востока. Не зарастает тропа паломников и к подвижникам православия: о. Варсанофию, о. Авелю, о. Паисию, епископам Иоакиму и Иакову, священнику Василию.
За два года, с того времени, как наш историко-краеведческий клуб «Память» начал работать по проекту «Яранский некрополь», здесь многое изменилось. Тот, кто давно не был на старом кладбище, будет приятно удивлен галереей старинных памятников, расположенных слева по центральной аллее. Это со старанием и с любовью отмытые памятники. Они были брошены, где попало, а чаще валялись на лугах. Еще в 2005 году мы обратили внимание на памятник, поставленный сестре милосердия гр. Пирожковой, а в 2007 году ее памятник увидели уже сброшенным в овраг. Для транспортировки памятников добрые люди дали 2,5 тысячи рублей – и тогда памятники оказались на центральной аллее.
С правой стороны, вглубь от центральной аллеи этим летом, благодаря фонду «Земля Вятка» было восстановлено еще16 старинных памятников, в том числе в фамильной гробнице купцов Носовых, Семеновых и др. Все эти работы проводились под непосредственным руководством Н.А. Терехиной – члена клуба «Память», координатора проекта «Яранский некрополь». Не считаясь со временем, весь световой день, многие субботы и воскресенья Надежда Александровна проводила на кладбище.
Вновь восстановлена могила личной Почетной гражданки г. Яранска Д.П. Зарницыной (1832-1892 гг.). Ее фамилия не числится даже в галерее Почетных граждан краеведческого музея. Заслуга открытия этого имени принадлежит В.Б. Кабанову. Истинный краевед, наш земляк, в настоящее время живет в г. Йошкар-Ола и, начиная с мая, практически все выходные проводил вместе с семьей на яранском кладбище. После каждого посещения Вадима Борисовича, его жены Ирины Геннадьевны, родителей Алевтины Евгеньевны и Бориса Алексеевича, — на кладбище появлялись очердные ухоженные могилы, обрамленные зеленой керамикой.
Следуя все дальше по центральной аллее, встречаем вновь появившиеся указатели о могилах австрийцев и немцев — это захоронения пленных офицеров Первой мировой войны. Через овраг налево, недалеко от старой ели, покоится тело священномученника Василия (Попцова). Благодаря семье Кабановых его могила и дорога к ней этим летом тоже благоустроены. Трехметровый крест изготовил предприниматель Е.И. Лесков, брус для него предоставил предприниматель О.В. Винокуров, а отец Александр (Колеватых) отслужил панихиду и освятил крест.
Еще в 2009 году клубом «Память» и краеведческим музеем были начаты исследования о пребывании в Яранске австрийских пленных времен Первой мировой войны. В овраге, ближе к очистным сооружениям, сохранились некоторые захоронения. На одном из памятников – надпись на немецком и русском языках:
«В чужой стране почивающим, австрийским, венгерским и германским воинам на вечную память. Военнопленные офицеры»
Обнаруженные 20 имен и две фотографии военнопленных были направлены в Ассоциацию «Военный мемориал» (г. Москва). А 27 апреля 2010 года мы встречали делегацию из Венгрии. Работа при подготовке к встрече венгерской делегации проведена огромная. Через овраг невозможно было пройти: склоны завалены мусором и упавшими деревьями, а заросли репейника достигали человеческого роста. Чтобы привести все в порядок, стоило больших усилий рабочим от центра занятости (КМП), непосредственное участие в организации работ приняли глава города А.И Слободин и специалист городской администрации А.А. Кожинов.
Самый интересный памятник, который был обнаружен среди замшелых камней – это памятник-мемориал 1812 года, установленный на братской могиле участников войны. Многие яраничи ушли с ополчением на Отечественную войну 1812 года. Погибших привезли на специальной подводе, чтоб тела их покоились в родной земле. В свое время у памятника-мемориала стояли 9 барабанов, соединенных траурными цепями. На памятнике изображен герб смоленских князей Кутузовых. Специалист департамента культуры, осмотрев памятник, предположила, что на медальоне высечено изображение царя Александра I. Чтобы узаконить памятник и включить его в местный или региональный реестр, необходимы профессиональные экспертизы, а также серьезные архивные исследования, что требует дополнительных финансовых затрат.
9 мая 2010 года при множестве народа здесь, у памятника-мемориала, по ходатайству клуба «Память» благочинным протоиереем Александром (Кирильчуком) была отслужена панихида по погибшим и освящен памятник. В этот же день была отслужена лития, и состоялось освящение креста солдатам Великой Отечественной, умершим в яранском доме инвалидов в военные и послевоенные годы. Помог нам с установлением креста глава городской администрации А.И. Слободин.
30-го ноября закончились общественные работы на кладбище. И мы очень благодарны В. Староверову, А. Журавлеву, Л. Зверевой, В. Пономареву, Г. Швецовой, Ф. Незнакиной, Г. Волковой, А. Головиной, Т. Халтуриной, Т. Тайгозиной, Н. Тараткиной, Л. Шушалыковой, Г. Рокиной, А. Михалеву, Т. Шестаковой и всем тем, кто пожелал остаться незамеченным и предложил свои добрые руки для общего дела. Приятно слышать от многих яраничей и приезжающих, что кладбище сейчас приятно преобразилось. В связи с подготовкой к юбилею Первой мировой и Отечественной войны 1812 года к проблемам кладбища подключились краеведы. В средней школе № 3 преподавателем истории Е.В. Дождиковой к написанию исследовательских работ привлечены старшеклассники. Продолжается сотрудничество с венграми, с краеведами-яраничами, проживающими в других областях и даже в ближнем зарубежьи. У нас еще много не изучено, не зафиксировано, не сфотографировано. Сейчас собирается материал о священнике В. Милове, о гласном Думы священнике И. Порфирьеве, о настоятеле Александро-Невской церкви о. Дмитрии (Лубнине). В настоящее время существует проблема вообще сохранить само кладбище.
Но, к сожалению, ничего положительного нельзя сказать о фирме, которая непосредственно должна заниматься проблемами кладбища. Это – «Ритуальные услуги» (индивидуальный предприниматель А.Б. Дрягин).
За последние годы с кладбища исчезли четыре памятника регионального значения. Позором для города выглядит тот факт, что родственники упокоенных тут усопших приезжают из Кикнура, Йошкар-Олы, Киева, Владивостока и не находят могил своих близких. По инициативе ритуальной фирмы не организовано ни одного субботника по благоустройству кладбища. Все также бурелом остаётся по окраинам и по оврагам кладбища. Кирпичи из старинной кладбищенской ограды высыпаются, с западной стороны забор сломан еще в 2008 году. За два года, когда к благоустройству кладбища городской властью привлекались граждане, состоящие на учёте в Центре занятости населения, в рамках общественных работ, приобретение столь необходимой этим работникам бензопилы… так и осталось неосуществимой мечтой. Нет ни карты, ни плана кладбища, ни нормального учета захоронений на нём. Мы просили об этом Дрягина, давали шанс и время исправить положение, но, видимо, он считает себя слишком важной персоной и неприкосновенным для такого рода просьб, т.к. является депутатом районной Думы. Но разве депутатство создано для того, чтобы творить беззаконие?! Чем больше общественность вкладывает сил и средств, тем больше создается на старом городском кладбище условий для самоуправства, так как очищенные от мусора территории становятся объектом для необоснованного захвата участков земли теми, кто несмотря ни на какие запреты, совершает новые захоронения на закрытом для этих целей кладбище. При этом как раз и исчезают с лица земли те могилки, навестить которые родственники усопших приезжали, может быть, только раз в пять и более лет. Вот такой порочный круг.
Свое мнение о грехе перекапывания праха усопших неоднократно высказывал благочинный, настоятель Успенского собора протоиерей Александр (Кирильчук). Совершенно правильно и Городская Дума приняла юридически обоснованное решение о закрытии кладбища. И разговор о наличии свободных мест на кладбище, возраст которого почти 300 лет, неуместен. Однако захоронения продолжаются: незаконные, беспорядочные.
Пока еще в летние месяцы на старое кладбище приходят и молодые люди, читают надписи и эпитафии, фотографируют старинные памятники. Значит, им это нужно, что-то уносят отсюда они в своих душах. Но, если все останется по-прежнему, будут продолжатся захоронения и снос старых памятников, мы скоро потеряем эту частицу своей истории и памяти. И тогда Вознесенское кладбище уже не станет некрополем, местом преклонения перед прахом предков, а могильником, исторической свалкой, где кроме истории нашего равнодушия не будет уже никакой истории.
Что победит здравый смысл или эгоистические интересы отдельных жителей города и нечистоплотных арендаторов памятного места — сейчас сказать трудно…
В. ЗАБОЛОТСКАЯ,
руководитель историко-краеведческого клуба «Память», соучредитель МОО «Земля Яранская»