«Отечество» № 106, суббота, 3 сентября 2011 года
«Хочу быть столбовою дворянкой!»
В Пиштани и окрестных деревнях называют этот день Успением. Сразу понятно: уснул человек. Слово «успение» нынешним же, особенно молодым, не совсем ясно. Кто успел? Куда успел?
Вятская свистунья |
Ансамбль «Сударушка» представляет хозяйку праздника |
28 августа вечным сном уснула земная женщина, родившая Бога, – Пресвятая Дева Мария. Но так как и после смерти она оставалась покровительницей человечества, в честь скорбного события был учреждён праздник. Престольный. Успение веками отмечал северо-восточный угол Яранского уезда, в том числе жители Пиштани и окрестных деревень, а пять лет назад возникло новое торжество.
Уже некому вспомнить, почему в вятской провинции столь пышно назвали обычную деревеньку – Дворяне. Но спасибо Тургеневу, «подсказавшему» имя межрайонному фестивалю – «Дворянское гнездо». «Свила» его другая земная и тоже необыкновенная женщина – «дворянка» Нина Михайловна Колчина. На неё не молятся, но поклона до земли она заслуживает. В её музей глиняной игрушки едут уже иностранцы, а на ярмарку «Души и рук творение» со всех концов нашего и соседних районов везут свои изделия лучшие мастера народных промыслов, лучшие артисты радуют честной народ своим искусством!
Когда-то меня до глубины души потряс телевизионный сюжет о Москве. Не о белокаменной столице, а о кировской деревне, что поныне стоит на советском тракте. Потрясло несоответствие разудалой песни «Выйду на улицу, гляну на село: девки гуляют – и мне весело» и кадров, плывущих по экрану: заколоченные крест на крест окна, проваленные коньки крыш, сгнившие плетни и едва видимые в зарослях крапивы и репейника колодцы… Деревня Дворяне ничуть не наводит на грустные мысли: семь добротных домов-пятистенков под шифером, резные наличники, крепкие заборы, ухоженные сады-огороды. А перед въездом изваянная из глины пара лебедей – символ верности, духмяный из веток и трав шалаш, дерево любви в разноцветных ленточках… Это уже бренд, как теперь принято говорить, Нины Михайловны. Перед её домом, во дворе, в сенях собраны полузабытые уже сани, тележные колёса, дуга, седло, хомут, лучковая пила, цеп, кадки, мялка для кудели, навильник, прялка, рубель (в моей деревне его называли валёк-каток), коромысло, корчаги и прочая утварь, без которой и не представишь крестьянское хозяйство вековой давности. У завалинки – стол, на столе – антикварный самовар и деревянная плошка с бабками (от редакции: бабки – это специально обработанные кости нижних надкопытных суставов ног коров, свиней, овец). Два смысла этого слова нынче знают все, а вот об игре в бабки – немногие. Только деревенские, кому за 60 и больше. Сколько эмоций испытывали мы, играя в бабки: нетерпение, азарт, восторг, разочарование…
Дворяне чем-то напомнили мне отчее Голчино: тоже одна улочка, покрытая зелёным ковром, лавочки у ворот, герань в каждом окне. Интересные созвучия: Колчина – Голчино, герань – Ярань. (В детстве мы именовали этот цветок яранкой. Наверно, именно по созвучию: главную реку района также часто зовут Яранкой). Герань буйствует и в колчинском дворе – белая, розовая, красная… Нет только голубой. Зато этот небесный цвет изобилует во всех творениях Нины Михайловны.
Зрители в восхищении |
Детские дворянские игры: бег в лаптях(М.Тушенцова МОО «Земля Яранская) |
Цвет неба и цвет снега – они причудливо сочетаются в голубках и петушках, в зайках и хрюшках, в сердечках и подковках. Обереги, свистульки, украшения – глаза разбегаются! Вот красавец в плаще типа кавказской бурки со слезой на щеке – Тинь-Тиней, Дождь. Есть богородичные сюжеты: бело-голубой – цвет Богородицы. В музее Дева Мария вылеплена из глины и нарисована, выполнена в технике «смальта, мозаика». И почему-то здесь она кажется ближе и родней, чем в церкви. Может, потому, что кажется сродни куклам нашего детства?
Есть и современнейшие мотивы. Вот агитатор «верхом» на урне. Подпись «13 марта. Голосуем за культуру!» Думается, вся жизнь керамистки в седьмом поколении есть отстаивание и развитие культуры. Участие в выставках, страничка в историко-культурной энциклопедии Самары, представительство русского искусства в Японии, Германии, Италии, инициатива учреждения фестиваля народного творчества в наших краях – это воистину Ниночкин гражданский подвиг. Ниночкой мне захотелось назвать её, когда увидела юную фотографию ваятельницы рукотворной сказки. Куда там звёздам хоть бы и Голливуда! Она и сегодня хороша – стройная, лёгкая, улыбчивая. «Царица игрушки», «талант от Бога», «волшебница-мастерица» – этими эпитетами полна музейная «Книга отзывов». И, конечно, людей «пробивает» на стихи:
Только от любви взлетает ангел,
Уточка плывёт и лебедь спит,
Колобок из сказки выплывает,
Бело-голубой собор стоит…
Выступает ансамбль «Живая вода» Фото Александра ДЕНИСОВА |
Если сравнить искусство лепки с искусством пения, то Нина Михайловна – соловей, а соловья баснями не кормят. Добыча глины, покупка темперы (красок), скрупулёзное создание из бесформенного мокрого комка тончайшей фигурки – это стоит того, чтобы праздный турист заплатил энную сумму и, счастливый, увёз домой замечательную память о современном Дворянском классе. Слово «класс» наводит на мысль ещё и о школе. Да, Колчиной есть кому передать свои умения. Людмила Николаевна Лутошкина в первой средней учительница, здесь же, в Дворянах, – ученица. Пока на улице шумел фестиваль, она успела слепить и раскрасить несколько славных свистулек-смешариков. Тут же пробовали себя в заманчивом ремесле Женя и Катя из Лянгасова, подходили гости из далёкого Снежногорска (Красноярский край), яранская пятиклассница Аня Мальцева рисовала копию колчинской барышни. Бело-голубой, но с румяными щёчками. Красного цвета в мастерской не было, и я предложила Анечке свою губную помаду. Не зря – рисунок занял в детском конкурсе первое место!
В это время на улице уже закончился концерт, в котором пели замечательные ансамбли: опытнопольская «Живая вода», кугушергская «Сударушка», знаменская «Рябинушка», яранско-ветеранская «Русская душа», солистки Виктория Матвеева и Ираида Якушкова, танцевала юная пиштанская «Калинка». Всем им лучшей наградой стали бурные аплодисменты публики. А ведущие Ольга Скоробогатова и Наталья Бакулова объявили «раздачу слонов». Призы получили участники ярмарки ремёсел: Л.С. Лебедева, Г.А. Мадюкова, Л.А. Токтаева (Никола) и Л.А. Халтурина (О. Поле), В.Н. Швецова (Знаменка) – за бисероплетение; Г.В. Кудрявцева (Яранск) – за изделия из бересты; А.Ф. Яранцева, Р.И. Васекова, С.А. Токарева (Савичи) – за вязание; Л.Н. Баранова (Знаменка) – за вышивку; С.М. Пибаев (Кугалки), Е.Г. Стан. (Кугушерга) – за живописные работы; И.И. Стан (Кугушерга) – за резьбу по дереву; Л.Л. Владзимирская – за народную куклу; О.Н. Пушканова (Знаменка) – за лоскутное шитьё; В.В. Мальцев (Знаменка) – за плетение из лозы. «Волшебный сундучок» (а в нём серьги, ожерелья, бусы, браслеты) представили на ярмарке Ксюша Кудрявцева и Руфина Ворончихина из ДДТ.
Прикроватные кружки, носки, пинетки, бумажных лебедей, «вторую жизнь бутылки» показал дружный коллектив интерната инвалидов: В.А. Матвеева, П.Е. Торопова, Л.В. Вишератина, Н.С. Сушенцова, Г.И. Чатикова.
Хозяйку праздника, чем-то похожую на премированную Барышню, поздравил и одарил спонсор председатель Межрегиональной общественной организации «Земля Яранская» Вадим Борисович Кабанов.
Ведущие объявили праздник закрытым, но ещё долго на улице танцевали под сменявшие одна другую мелодии и звучали песни под караоке (спасибо музыкальному оформителю Центрального Дома культуры Юрию Звереву). А на лавочках вели неспешные разговоры бабки-дворянки.
Через год всё повторится. Может, будет даже лучше! И обязательно появятся новые персонажи бело-голубой глиняной сказки. Глинышку «Земли Яранской» – да!
Софья ГРИГОРЬЕВА.
Рассказать другим сайтам об этой записи.